Автобиография          Реферат          Библиотека          Ссылки          Индивидуальное задание          Отчет о поиске

« ЮНОНА И АВОСЬ – КУЛЬТОВАЯ РОК-ОПЕРА О ЛЮБВИ»

О. Ю. Савина, руководитель – Г. Г. Левченко


         Донецкий национальный технический университет

         Научная конференция для магистров по курсу «Ораторское искусство», 20 мая 2008 год

ВВЕДЕНИЕ

         Целью курса «Ораторское искусство» является формирование навыков профессионального отношения к устному и письменному слову. Данная дисциплина предполагает изучение основных этапов развития и формирования риторической науки от античности до наших дней. Основные положения и категории риторики рассматриваются на основе анализа классических образцов античной и русской риторики. В курсе лекций подчеркивается национальный характер риторики: античные и византийские риторические памятники приводятся как основные источники, на базе которых сформировалась русская риторика. Лекции адресованы студентам-инженерам, чья профессиональная деятельность предполагает владение публичной аргументацией.

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ И ЕЕ ТЕОРИИ

          Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика -„царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного образования. Софисты постоянно подчеркивали силу слова.
          В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление - составление речей для нужд граждан, появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.
         Такая высокая культура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского искусства. Ведь софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия.
         Основателем риторического искусства считается Протагор. А. Ф.Лосев пишет, что у Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание.
         Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова - с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром.
«ЮНОНА И АВОСЬ» - КУЛЬТОВАЯ РОК-ОПЕРА О ЛЮБВИ

         «Юнона и Авось» — наверное, в данной аудитории нет таких людей, которые бы не слышали этого названия. Каждый из нас прекрасно помнит мелодии романсов «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник». Но уже далеко не все смогут вспомнить, как эти песни появились на свет.
         Рок-опера, для которой написал либретто известный российский поэт Андрей Вознесенский, появилась в нашей в 1980 году. В то время, когда уже начинал приоткрываться «железный занавес», но особой свободы для творчества не было. Вознесенский переработал для нее свою поэму «Авось», которая была основана на реальных событиях, произошедших в далеком 1806 году на парусниках «Юнона» и «Авось». Как ни странно, она до сих пор оказывается современной, и пережила свое второе переиздание.
         Трогательная история рассказывает о судьбе русского графа Николая Резанова, который ощущал невыносимость существования в России и мечтал о торговом походе в Америку. Много лет он бился о царский порог, но получал постоянные отказы. В порыве он молится Казанской Богоматери и признается в своих самых сокровенных мыслях — он испытывает к ней чувства как к женщине. В это время он слышит над собой голос, который благословляет его. Император дает «добро» и возлагает на него высокую государственную миссию.
         После изнурительного морского путешествия в Калифорнию, будучи на балу у местного губернатора, Резанов знакомится с его дочерью Кончитой. На него находит наваждение, что она является земным воплощением мучившей его любви. В ней зарождается ответное чувство, но после их тайной помолвки Резанов уезжает. К сожалению, на обратном пути он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита ждала своего любимого тридцать пять лет, после чего постриглась в монахини.

ВЫВОД

         История любви, которая тревожила сердца людей на протяжении двадцати лет, возвращается. Кажется, что такая музыка не может устареть, и на протяжении многих лет эти мелодии будут заставлять сердца людей сжиматься, а из глаз будут течь слезы.
         Выставлять оценку тому или иному произведению сложно. Оценивать такие эпохальные вещи, как «Юнона и Авось», вдвойне сложнее. Ведь, по сути, кто я такая, чтобы судить то, что пришлось по вкусу десяткам миллионов людей? Но в этот раз можно дать совершенно объективную оценку — высший балл. Об этом произведении нельзя писать много, его нужно смотреть и слушать!

ЛИТЕРАТУРА

         1. Риторика. Хрестоматия. Сост. В. И. Аннушкин.: Пермь, 1994.
         2. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство.: М., 1980.


Автобиография          Реферат          Библиотека          Ссылки          Индивидуальное задание          Отчет о поиске